БЕЛЬГИЯ.
АМЕЛИ НОТОМБ – бельгийская франкоязычная писательница. Её отец был дипломатом, поэтому в детстве жила в разных странах – Китае, США, Лаосе, Бирме, Японии, Бангладеш. Баронесса. Противница корриды, сочувствует феминисткам, не переваривает ультраправых политиков. Автор большого числа романов, пишет рассказы, сказки, пьесы. Её произведения изучаются школьниками на уроках литературы во Франции, Бельгии и Квебеке.
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ» (1997) – перевод Хотинской Н. О.
«Мое лицо напоминает ухо. Оно вогнутое, с нелепыми хрящеватыми выпуклостями, наиболее удачные обрезки которых располагаются примерно там, где должны быть нос или надбровные дуги, но большей частью ни на какой известный лицевой рельеф они даже отдаленно не похожи.
Вместо глаз у меня две заплывшие щелочки, вдобавок они постоянно гноятся. Белки глазных яблок налиты кровью, как у злодеев в маоистской литературе. Сероватые зрачки плавают в них, словно дохлые рыбы.
Шевелюра у меня вроде половика из акрилового волокна, знаете, из тех, что даже постиранные выглядят грязными. Я бы брился наголо, да вот беда: кожа на голове покрыта коркой экземы». Этот молодой человек приятной наружности обладает ещё рядом телесных достоинств, но не буду углубляться в анатомические изыски природы и фантазию автора. Зовут его Эпифан Отос, но с детства к нему прилипла кличка Квазимодо. Дети, придумавшие эту кличку, начитанностью явно не страдали – природа Эпифана горбом обделила. Но зато эта кличка дала возможность автору сделать реверанс в сторону бессмертного произведения Гюго, а также придать ему более современную окраску. Назвать ли это плагиатом? С одной стороны можно – сюжетная линия схожа. С другой стороны нельзя – при всём драматизме творения Гюго, оно всё же мягче по отношению к людям. Амели же напротив – довольно жёстко прошлась и по красоте и по уродству, красоте даже больше досталось. Можно упрекнуть её в злобности, но не буду, как-то и у меня не вызывают пиетета «мировые красавицы».
Несколько строк о сюжете. Эпифану повезло, он свои первые молодые годы становления провёл в праздности – наследство дядюшки это позволило. Но, наследство было всё же не столь большое, чтобы прохлаждаться всю жизнь. Наступила пора искать работу. Опыта никакого, ещё и наружность подкачала. Первые попытки были неудачны. Попробовал устроиться в кино, как раз одному из режиссёров понадобился соответствующий образ. Здесь Эпифану не понравился процесс и личность режиссёра. Зато он влюбился в главную актрису Этель. Этель ему тоже симпатизировала, если это так можно назвать. Нет, Эпифан никаких иллюзий не строил, в своей любви не признавался, в койку Этель не тащил. В процессе этой примечательной «дружбы» и в результате вращения в кругу лиц артистичных, нашлась и работа. Эпифан стал моделью! Как? Просто – напористость в делах и дар убеждения сработали. Он стал своим уродством оттенять красоту самых красивых девушек. Можно было бы добавить, что и их глупость оттенял, но меня туфельками на шпильках закидают. Эпифан стал звездой! Тут-то к нему красавицы и потянулись в очередь, лишать его девственности? Да! Нет! Он хранил себя для Этель…
Кончится всё не совсем так, как у Гюго, но похоже.
«РТУТЬ» (1998) –перевод Хотинской Н.О.
«Чтобы жить на этом острове, надо иметь, что скрывать. Я уверена, что у старика есть какая-то тайна. Понятия не инею, что бы это могло быть, но, если судить по тому, какие он принимает предосторожности, секрет, наверное, нешуточный». Это строки из дневника Хэзел, которая попала на этот остров не по собственному желанию, а по неутолимому желанию хозяина острова. Омар Лонкур – бывший контрабандист, отошедший от дел, купил этот остров для уединения от остального мира. Построил дом, нанял охрану и другой персонал – ура, пенсия! При этом пенсия довольно обеспеченная. Была у него и любимая – молодая девушка, которую он спас на пожаре. Ему было 47 в то время, она совсем девчонка. Не так уж и страшно, к тому же у девчушки обезображено лицо, так что иллюзий о принце ей строить не приходилось. Десять лет они прожили, пока девчушка не ушла в море. Долго Омар ждал следующего случая, могло и не повезти – и сам не молодой уже, да и девчонки в основном под присмотром. Но, война помогла. Родителей Хэзел убило бомбой, а она отделалась потерей сознания и утратила былую привлекательность личика. Так Хэзел оказалась на острове и в объятиях Омара.
Мадемуазель Франсуаза Шавень – лучшая медсестра местной больницы, тоже окажется на этом острове, но по собственному желанию и настоятельной просьбе директрисы больницы. Хэзел приболела, Омар готов заплатить любые деньги за её лечение. Вот Франсуазе и предстоит разобраться во всех тайнах, которые скрывает этот остров. Главная тайна – почему в этом большом доме нет ни одного зеркала. Да что там зеркала, когда в нём вообще ничего нет такого, во что можно было бы посмотреться.
Финала у романа два – оба с хэппи эндом и феминистским настроением. Я придумал третий, без феминизма, но с большим количеством жертв. Иначе не вышло.
Главное достоинство этих двух романов – они короткие! А вот с сюжетами и логичностью поступков героев в нём туговато. Хотя, под настроение их можно почитать, по крайней мере – не устанете.
Апрель 2022 г. Красноярск.